Страшная сказка про непонятный стук, доносящийся из недр PlayStation 4.
Кажется, где-то разбилось окно. Дом большой, прореху будет найти непросто. А сделать это необходимо — лес, обступивший дом, будто ищет повода пробраться внутрь, протягивая свои когтистые ветви к любой лазейке. Не успеешь моргнуть глазом — как кто-нибудь попадёт внутрь и будет бесцельно бродить по опустевшим комнатам. Я называю их гостями и я вовсе не рад их прибытию. Они корчат из темноты зловещие гримасы и пока они рядом — рассвет никогда не наступит. Значит нужно отправляться в путь — оторвать изнеможённое бессонницей лицо от подушки, обуть дряхлые тапочки, взять в руки тусклую свечу и заглянуть в каждый угол дома, чтобы проверить всё ли там в порядке.
Я слишком давно не делал обход, некоторые комнаты закрыты и заброшены. Мне порою кажется, что дом живёт собственной жизнью, тасуя комнаты в только ему известном порядке. Конечно, это всё игра моего тревожного воображения. Главное не включать надолго свет — только на тот краткий период, пока привыкают глаза, чтобы рассмотреть убранство комнаты. Если я забуду это правило, на дом обязательно обратят внимание. Что-то большое и тёмное таится в здешнем лесу и я чувствую, что каждую ночь оно подбирается всё ближе. Надо оттянуть момент его прибытия, надо выиграть ещё пару ночей. Я должен дописать мой старый дневник пока не стало слишком поздно.
Стоп! Дневник! Где он? Я всегда кладу его под подушку, но в этот раз его там нет! Я вижу вырванную из дневника страницу на полу, и хотя она написана моим почерком, это писал не я. Как будто кто-то обращается ко мне с этих страниц, зовёт меня, пытается о чём-то напомнить. Наверное, я просто схожу с ума. Закрою глаза и сделаю вид что ничего не было. Ведь я хорошо помню главное правило — пока что-то не вижу, оно и не существует.
Страшная сказка про непонятный стук, доносящийся из недр PlayStation 4.
"Тук-тук-тук" — маленькая инди-игра от студии Ice-Pick Lodge, ранее показавшей свою силушку на попроще самобытных артхаусных проектов. "Мор. Утопия", "Тургор" и "Эврика!" — вы наверняка слышали хотя бы об одной из этих игр. "Жизнь как театр, игры как искусство" — это всё про них. Можно по разному относиться к творчеству этой студии, но что из под их пера всегда выходят необычные и уникальные игры, можно сказать с абсолютной уверенностью. В этот раз ребята решили отдохнуть от больших проектов и подумывали сделать что-то маленькое, но не менее интересное. Когда же они обнаружили на электронной почте архив со странными обрывками дневника, зловещими звуковыми файлами и инструкцией как из всего этого добра собрать игру, они не смогли удержаться. Для реализации затеи, Ice-Pick Lodge обратились к игровому сообществу за помощью и собрав необходимую сумму на Kickstarter пустились во все тяжкие. Хоть в итоге они и сорвали все сроки, но всё-таки собрали ровно то, что и обещали — странную, мрачную, необычную и немного безумную игру. Предлагаю вместе заглянуть внутрь и разобраться что к чему.
Посреди леса стоит старый дом, который выглядит абсолютно заброшенным. Несмотря на внешний вид, в доме все-таки есть постоялец. Его так и зовут — Жилец, взъерошенного вида человек с огромными мешками под глазами. Жилец по профессии — миролог. В его обязанности входит следить за окружающим миром, изучать его и все собранные сведения кропотливо заносить в журнал, который по совместительству является дневником. Учёный, судя по внешнему виду, страдает от бессонницы и не исключено, что парочки психических заболеваний от длительного пребывания в одиночестве посреди глухой чащи леса. Ему бы взять отпуск, да рвануть в тёплые края, но не получается — подменить некому, а семейное дело бросать негоже. И пока днём он трудится не покладая пера, ночь не приносит долгожданного отдыха — в доме всё время слышатся шаги, хлопают двери, доносится звон стекла. Поспать в такой тревожной обстановке, понятное дело, не получается и наш Жилец всю ночь ходит по дому, ища неприятностей на свою голову.
Наша главная задача — помочь герою дотянуть до рассвета. В левом верхнем углу экрана висит циферблат, показывающий оставшиеся время. С ним есть небольшая загвоздка — стрелки часов ползут ужасно медленно. Ускорить их бег, можно найдя картонный манекен с песочными часами в руках. Сделать это не так-то просто — манекен изначально скрыт где-то во тьме дома. Чтобы его увидеть, необходимо починить свет — в темноте Жилец видит плоховато и не различает находящиеся в комнатах вещи. Когда починенная лампочка озарит округу и глаза немного привыкнут к яркому свету, жилец сможет увидеть что же находится в помещении. Оно может оказаться пустым, в нём могут находится разные вещи, которые послужат отличным укрытием для игры в прятки или же там окажутся долгожданные часы, которые ускорят ход времени — как повезёт. Сложности добавляет то, что каждую ночь дом мистически меняет свою планировку и желанная комната с часами может находиться где угодно.
Темнота — не только друг молодёжи, но и нашего бессонного героя. Видя включенный свет, в дом начинают лезть непрошеные гости. Жилец не знает кто они такие — с равным успехом это могут быть как встревоженные лесные жители, так и фантомы воспаленного воображения. Уверенно сказать можно лишь одно — в ярком свете их невозможно увидеть, а любое прикосновение гостей к Жильцу даёт часам обратный ход. Парой строк выше я упоминал об игре в прятки — это именно то, чем занимается наш герой при виде непрошеных гостей. Дело в том, что бродящие фантомы отлично видят нашего героя во тьме и всегда бодрым шагом направляются прямо к нему. Спастись от холодных объятий можно спрятавшись за близлежащим барахлом. Проходящий мимо гость кинется искать Жильца и ему если это не удастся — он покинет обитель в расстроенных чувствах. Впрочем, не все гости желают познакомиться с учёным поближе — одни слишком заняты своими мыслями и бродят неведомыми маршрутами, другие стоят на месте, размышляя о вечном.
На протяжении игры вам придётся встретиться с самыми разными вторженцами и выяснить что они из себя представляют. Впрочем, одними гостями дело не ограничится — в доме могут появиться разломы, глядящие на Жильца во все глаза. Если оставить глазастую дырень без присмотра, то количество непрошеных гостей в доме будет только расти. А чем больше гостей — тем меньше шансов найти вожделенные часы, ведь гости активно ломают проводку в комнатах. Поэтому, нашему герою и приходится метаться между поисками часов, да изгнанием из дома зловещих подселенцев в попытках пережить ещё одну ночь.
Это, вкратце, и есть здешний геймплей. Имеется, правда, у него одна отличительная особенность — даже освоив нехитрые правила, у тебя всё равно присутствует ощущение, что ты чего-то не знаешь, что-то не понимаешь и игра никогда не делает то, что ты от неё ожидаешь, работая лишь по своим непостижимым правилам. Онные не высечены в камне и меняются в зависимости от ваших действий — многие гости реагируют на присутствие и прятки нашего героя совершенно по разному, а свет из помощника быстро может превратиться во врага. Стратегия выживания в недружелюбном доме всегда зависит только от вас, и всегда есть вероятность найти уникальное решение, которое будет работать не хуже остальных.
Когда с непрошеными гостями будет покончено и время продолжит свой ход, Жилец сомкнёт глаза, чтобы вскоре проснуться незадолго до рассвета — тревожные мысли снова лезут в голову. Он отправится бродить по дому, но уже не встретит гостей, зато сможет найти странички из своего дневника, исписанные загадочными посланиями. Когда с обходом будет покончено, распахнется входная дверь, приглашая героя прогуляться по округе. И будто бы нет смысла гулять одному по темному лесу, если бы среди ветвей не мелькало очень знакомое лицо девчонки, в короне из веток. Кто она? Что она хочет? И как она связана со всем происходящем в доме и странными записями в дневнике? Это нам и предлагают выяснить, пройдя игру.
Данная часть геймплея, как и периодическое бормотание Жильца, проливают крохи света на подробности местного сюжета. О нём я распространятся не буду, оставив увлекательное занятие соединение кусочков головоломки в единое целое целиком на вас. Единственное, что я могу сказать не испортив интриги — он имеет такое же двойное дно, как и вся игра.
"Тук-тук-тук" — достаточно необычный эксперимент. Номинально игра является хоррором, но набивших оскомине клише жанра здесь не найти. Здесь нет кровищи или расчленёнки, здесь нет монстров, выскакивающих на героя из-за угла. Да и углов здесь, на удивление, не наблюдается — игра представляет собой смесь из рисованной графики и трёхмерного окружения. Камера смотрит на похождения героя сбоку, как в каком-нибудь квесте, но это не значит, что бояться здесь нечего. Игрок умело затаскивается в дебри безумия с помощью самобытной рисовки, необычного геймплея и мастерской работы со звуком. Игра вряд ли заставит вас трястись от страха, но необъяснимое чувство тревоги будет преследовать вас на протяжении всего прохождения.
Нельзя сказать, что игра студии Ice-Pick Lodge вышла идеальной. В первую очередь "Тук-тук-тук" инди до мозга костей, и хоть каждая дощечка в доме подогнана с любовью и старанием, игра не сможет удивить чем-то из ряда вон выходящим. Кому-то игра может показаться чрезвычайно простой, кому-то излишне странной и непонятной. Да, пережив пару ночей вы можно сказать видели всё самое главное, и хоть в последствии игра подкинет пару сюрпризов, вряд ли чем-то удивит искушенного игрока. Когда действо перевалит за середину, "Тук-тук-тук" начнёт подгонять игрока кожаной плёткой — вверху экрана появится шкала, до истечении которой вам требуется закончить игру. Впереди ещё много ночей, сложность постепенно возрастает, а счётчик неуклонно отсчитывает время. Не успели? Что ж, придётся начинать с начала, с самой первой ночи.
Игра не то, чтобы была рассчитана на такой темп. А то, что значение этой шкалы вам никто не объяснит, пока игра не начнётся заново — довольно таки обидный факт. Есть у игры и ещё один досадный промах: как бы ни удивительно это прозвучит — дело в местных лестницах. Соль в том, что проявив смекалку, Жилец может находиться на лестнице между двумя этажами дома практически бесконечное время. В таком состоянии он практически не уязвим и его может достать лишь пара особых фантомов. Когда пытливый игрок распробует эту фишку, механика с прятками полетит в тартарары.
Не всё у разработчиков вышло идеально, но отвечая на вопрос — "А хорошая ли вышла игра?" можно от всего сердца ответить — "Да!". Секрет успеха прост — как пишут разработчики в стартовом напутствии — прикасаться к игре надо одев наушники, ночью, в одиночестве. Это чистая правда. Необходимо думать над сюжетом, вчитываться в каждую строчку дневника, погружаться в тягучую атмосферу и ловить символизм в отблесках свечи. В "Тук-тук-тук" не надо играть, его надо прочувствовать, им надо жить, в нём надо существовать. Именно тогда вы сможете ощутить всю его прелесть. Да, для современного игрока требования могут показаться завышенными, но поверьте на слово — попробовать стоит. Игра может легко подарить вам такие ощущения, которые вы не найдёте больше нигде.
Дать шанс игре нынче очень легко. Стоит она копейки, да и помимо вездесущего Steam плотно обосновалась на мобильных устройствах под управлением iOS и Android. Возможно вы удивитесь — "Игре скоро стукнет аж два года, не запоздал ли ты дорогой автор с обзором?" Дело в том, что в этом месяце "Тук-тук-тук" наконец-то добрался до консольных дебрей, обосновавшись на PlayStation 4. К слову, это первый проект Ice-Pick Lodge когда либо выходивший на дьявольских машинках.
Я не преминул глянуть, какие изменения постигли консольную версию. Сразу бросается в глаза, что игра выглядит чуть красивее — на большом экране более заметна игра светотени от тусклого пламени свечи в руках героя. Я пытался с лупой выискать графические отличие между версиями для PS4 и PC и единственное, что я нашёл связано с отрисовкой леса. Пока на большом брате предрассветный лес затянут мягким туманом, лес на консоли погружён в непроглядную тьму. Возможно, просто мелкий баг, который когда-нибудь поправят.
Управление геймпадом выполнено удобно, благо игра использует всего пару клавиш для всех своих действий. С помощью геймпада можно плавно регулировать скорость героя — не то, чтобы это могло пригодится, но возможность приятная. Даже если у вас нет фирменной беспроводной гарнитуры Sony, вы всё равно без проблем сможете погрузиться в пучины игры — DualShock 4 имеет разъём для подключения любых стандартных наушников. В остальном же она перекочевала в наши гостиные без каких-либо изменений. С одной стороны — отлично, что ничего не испортили. С другой — жалко, что ничего не исправили.
Что в итоге? Маленькая, странная, тревожная игра-эксперимент не для всех, которая может похвастаться завидной глубиной и самобытной атмосферой. Я бы предложил дать ей шанс — эмоции, которые вам предстоит получить, этого определенно стоят. Вполне возможно, что игра затянет вас на долгие часы и оставит массу приятных воспоминаний. Главное не закрывайте глаза когда услышите стук, а то пропустите самое интересное.